Эль-Консул
Facebook Одноклассники Вконтакте Твиттер Канал YouTube
Деньги в жизни и профессии

А. Г. Беляев, НЛП — практик, коуч, менеджер высшей квалификации (МВА), директор консалтинговой компании «Эль — Консул»

Изменения в общественном строе повлияли и на ценности, и на приоритеты в жизни людей. Деньги в том виде, в котором они выступают в течение последних двух десятилетий — довольно новая реальность для нашей страны. После революции деньги играли все меньшую роль в жизни общества и конкретного человека. Для получения материальных и иных благ и ценностей только денег было явно недостаточно. Более того, деньги не имели определяющей роли. Иногда это касалось даже необходимых продуктов питания. На первое место выступали какие-то иные ценности: система распределения, услуги, знакомства и другие. В советский период деньги продолжали играть достаточно скромную роль. В постсоветском обществе их роль постоянно возрастает. Со всех сторон только и слышится о деньгах, о том, что деньги решают все. Несомненно, деньги стали новым мерилом постсоветского общества. И многие из нас ощутили непосредственно на себе жестокую месть денег.

Обращение денег в нашей стране отличаются своей ненадежностью и непостоянностью. Конечно, прежде в нашей стране были конфискационные реформы, во время которых человек мог обменять лишь ограниченное количество денег. Остальные попросту превращались в бумажки. Кризисы последних лет также приводят к резкому и неожиданному обесцениванию денег. Ненадежность и непостоянность денег влияет на их ценность, заставляет граждан нашей страны искать что-то более надежное и стабильное. Кроме того, в нашей стране любое взаимодействие с деньгами может неожиданно получить дальнейшее развитие по правилам уголовного мира.

Деньги у вас могут просто выкрасть на улице, или государство запросто не выплатит заработную плату, может обанкротиться ваш банк, и бесследно исчезнут его владельцы, прихватив ваши деньги.
И совершенно ясно, что нашу профессиональную и личную жизнь уже невозможно представить без обсуждения проблем денег. Эта тема сегодня присутствует постоянно. Она звучит то явно, то скрыта в подтекстах отношений. Иногда осознаваема, иногда бессознательна. Всегда присутствует и часто управляет нами. Жители нашей страны лишены опыта богатой жизни. Значительное большинство не имеет опыта материальной независимости. Многие из нас лишены опыта просто материально обеспеченной жизни. Более того, в советские годы у всех нас культивировалась психология бедняка. А успешная идеологическая обработка сделала нас гордыми бедняками, которые отрицательно относятся к «выскочкам» — людям с творческой жилкой, стремящимся внести изменения в рутину жизни. Среда бедняков использует все возможные средства давления, чтобы никому не дать подняться выше их уровня. Инстинктивный конформизм приводит к тому, что они стремятся соответствовать достижимым для их уровня обеспеченности стандартам, к тому же навязываемым средствами массовой информации. Все это создает фактор инертности, увековечивающий бедность. Даже маленькие дети равняются на менее одаренных. В этом возрасте в них уже заложена социальная норма, запрещающая «выделяться», быть «другими». Для них типичен конформизм: «Как все, так и я!».

Вот характерные убеждения, которые произрастают на такой почве: синица в руке лучше журавля в небе; ищи надежную и не очень трудную работу — чтобы хватало на жизнь; судьба каждого предопределена — лучше смириться с ней и не суетиться; чем меньше ждешь от жизни — тем больше доволен тем, что получаешь. Кроме того: скромность украшает человека, а деньги сами по себе не приносят счастье, поэтому не стоит о них думать, учиться зарабатывать, сохранять и приумножать. Трудно не согласиться с тем, что такие убеждения про деньги нам явно вредили. От рождения и до пожилых лет мы жили в мире неподвижных, неживых денег. Годами не менялись цены на товары, с которыми мы соприкасались ежедневно. Годами же не менялась наша собственная цена, выраженная в зарплате. «Мои деньги» — важная часть нашего собственного образа, живущего в нас во многом отдельной самостоятельной жизнью. Оказывается, в деньгах заключено если и не счастье, то какой-то мощный стимулятор эмоций, характерных именно для счастливого состояния. В репутации человека, как оказалось, всегда важное место занимало то, как он ведет себя в денежных вопросах: скуп или щедр, широк или расчетлив... Понятие «хороший человек» весило неизмеримо больше чем «человек богатый».

На другую сторону бедности обращают внимание К. Маданес и К. Маданес (1998) [7]: «Бедность превращается в источник власти человека над теми, кто за него беспокоится. Если у меня ничего нет, я не только не могу ничего дать, но всегда должен получать». Бедность ведет к пассивному насилию над окружающими людьми, к жесткому манипулированию ими. И бедность унизительна. Это показатель несостоятельности, тотального, жизненного проигрыша.
Что же значат деньги для современного гражданина России? На этот вопрос можно получить разные ответы, например:

— Деньги — это возможность жить, не думая о мелочах, это средство к существованию, возможность обучаться и учить детей.
— Деньги — мощнейший энергетический источник, деньги — это причины ссор и войн.
— Деньги удовлетворяют потребность в безопасности, и они же являются мощным источником беспокойства.
— Деньги оказывают мощный стимулирующий, мотивирующий эффект.
— Деньги — власть, престиж, привилегии, способность действовать, оказывать влияние на других, сопротивляться влиянию со стороны.
— Деньги — один из главных регуляторов жизни в свободном обществе. Они стимулируют инициативу и информируют о ее социальной ценности.
— Деньги это то, чего всегда не хватает.
— Деньги это квинтэссенция мужской доблести. Любые выдающиеся мужские качества блекнут, когда не подтверждаются деньгами. 


Бедная женщина может вызвать сочувствие, а вот бедный мужчина презрение или, в лучшем случае, снисходительное отношение. Ведь женщина располагает значительно меньшими возможностями для заработка. Традиционно мир женщины — это ее дом, а дом мужчины — это весь мир.
Еще один важный вопрос. А что для вас обозначает отсутствие денег? Вот обобщенный ответ на него: отсутствие денег: слабость, зависимость от других, беспомощность, жизненный тупик, глупая, нелепая ситуация.
А вот какое отношение к деньгам высказывают наши западные коллеги, воспитанные в уважении к деньгам. Так Фогт Д.М (1998) [8] пишет: «Я свободен. Я свободен для того, чтобы быть ответственным. Свободен для того, чтобы совершенствоваться духовно. Свободен, чтобы быть дома, когда мои дети придут из школы. Свободен выполнять мою работу потому, что она мне нравится. Свободен для того, чтобы изменить к лучшему жизнь миллионов людей.

Свободен носить „слишком длинные“ волосы. Я свободен быть лучшим, каким я могу быть, потому что я могу себе это позволить по одной единственной причине — у меня есть деньги!». Приведем еще высказывание К. Маданес, К. Маданес(1998) [7]: «Сегодня деньги — главное отражение материального мира, того «низменного» мира, корни которого уходят в физические потребности нашего тела, в вожделения и страхи. В этом мире существует система вознаграждений и наказаний за те или иные виды поведения. Вознаграждением могут быть деньги, власть, любовь или признание. В школе дети получают признание, власть и любовь, но не деньги. С ролью денег, и с тем, как их добывать, дети знакомятся в семье. Источником родительской власти в семье служат деньги — родители могут их давать или не давать. Родители создают потребности у своих детей. Каждый раз, когда родитель делает ребенку подарок, он тем самым пытается создать еще одну потребность. Стабильное финансовое положение семьи часто влечет за собой скуку... «Муж становится похож на старый, разношенный башмак: все его разговоры и поступки полностью предсказуемы, все в нем не интересно, ничто не вызывает острых переживаний» — так высказываются исследователи отношений «человек — деньги».[7]

Как зарабатывать деньги? На своем рабочем месте или как-то по-другому? Для
врача — вопрос вовсе не праздный. Множество людей, обычно это государственные служащие, которые получают минимальную зарплату, а зарабатывают сейчас совсем другими путями, иногда даже в совсем другом месте, или даже профессии. В психотерапии, деньги имеют особое значение. Ведь только заплатив за лечение, пациент — по убеждению 3. Фрейда — приобретает необходимый для психоанализа настрой. Поэтому деньги зачастую сами являются необходимой составляющей психотерапии. Более того, иногда в психотерапии применяют деньги в качестве техник психотерапии. В терапевтических отношениях и пациенту и терапевту важно знать об их плате. Сам уровень оплаты за лечение, его стоимость привлекает одних клиентов и пациентов и отпугивает других. Для одних это дорого. Для других дешевое лечение значит низкокачественное.

Психотерапевтическое лечение обязательно должно быть платным. Пусть оплата невысокая и даже символическая. Пусть она косвенная, только наш пациент всегда должен знать о наличии оплаты психотерапевтического процесса. Для этого необходимо исключить понятие «бесплатная помощь», а всякий раз сообщать, за счет каких средств и ресурсов такая помощь оказывается. Либо за счет больницы, города, края, федерального бюджета или самого психотерапевта. Ничего бесплатного нет. Всегда кто-то платит («если бесплатно, то бес платит»).
Важно, чтобы в договоре между пациентом и врачом звучала оплата психотерапии, и ее источник. Конечно, это не всегда нравится пациентам, которые привыкли к «общедоступной и бесплатной помощи». И не привыкли задумываться об источнике этой бесплатности. С такими «убежденными» людьми работать достаточно сложно, но разъяснения крайне необходимы,
т. к., у людей должно сформироваться ответственное отношение к собственному здоровью. А так же осознание того, что человек сам должен активно участвовать в процессе лечения, профилактики и принять условие сегодняшнего дня «здоровье — ещё и экономическая категория».

Тема денег — любимая и самая частая тематика разговоров. И все же большинство из нас помнят и понимают, что деньги — явление чисто социальное. Они необходимы только в обществе. Далеко в сибирской тайге или в горах, где не встретишь человека, деньги не только бесполезны, но представляют собой попросту лишний груз, который пригоден разве что для разжигания костра. Кроме того, ценность денег имеет выраженный конвенциальный характер. Когда люди договариваются об их стоимости. В стабильном, западном мире ценность денег меняется мало. Тогда как в России и других восточных странах их ценность постоянно меняется, то резко возрастая, то падая.

Сегодня каждому из нас важно определить свое отношение к деньгам. Здесь возможны разные варианты. Кто-то предпочтет по-прежнему игнорировать значение для него денег. Для другого, просто нужно сводить концы с концами, а так деньги не нужны и даже мешают полноценной жизни. Многие стремятся к жизни обеспеченной, так как это понимается у нас в стране. Хотя критерии обеспеченной жизни у нас достаточно низкие. Есть люди, стремящиеся к финансовой независимости. Когда уровень их денежного достатка обеспечивает им свободу и не привязывает к той или иной работе, той или иной форме деятельности. И совсем немногие заявляют о том, что они желают и планируют стать богатыми. Для осознания своего отношения к деньгам жителю нашей страны важен глубокий самоанализ.

Как найти «золотую середину» в оценке важности денег, чтобы в погоне за прибылями, человек помнил о том, зачем он это делает. Деньги не могут быть только целью. Они в большей степени вспомогательное средство достижение целей. Заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» — действительно может реализоваться лишь тогда, когда человек умеет любить себя и заботиться о себе. В том числе и зарабатывать деньги, и их тратить.
Духовность — это выражение наших лучших свойств, способности к состраданию другим, «высшего» мира, поисков смысла жизни, максимально полной реализации себя, своей индивидуальности и при этом стремления к единству и общности. А улучшение условий жизни в материальном мире — неотъемлемые условия духовного роста человека.

Литература
1. Абульханова К.А, Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы. В кн. Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. М: Институт психологии РАН, 1997, с. 38.
2. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта. В кн. Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. М.: Институт психологии РАН, 1997, с. 56–75.
3. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. М.: Прогресс, 1995,608
4. Белкин А.И. Запах денег. Психологические этюды. М.: Олимп,1998,400 с.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Красноярск: Фонд Ментального Здоровья, 1995,172 с.
6. Джидарьян И.А. Счастье и удовлетворенность жизнью в русском обществе. В кн. Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. М.: Институт психологии РАН, 1997, с. 187–224.
7. Маданес К., Маданес К. Тайное значение денег. / Пер. с англ. А.Д. Иорданского. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.192 с.
7. Стариков Е.Н. Общество — казарма, От фараонов до наших дней. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996,420 с.
8. Фогг Дж М. Деньги, деньги, деньги. М.: 1998,33 с.
9. Харрис Т.А. Я благополучен — Ты благополучен. Библиотека психологии и психотерапии под редакцией Макарова В.В. и Хасана Б.И. Красноярск, 1993, 288 с.

 

При перепечатке ссылка на http://l-konsul.biz обязательна!